Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Поливанова К. Н.1Вступительный комментарий к статье Джеймса Пола Джи «Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в.»
2013.
№ 1.
С. 69–72
[содержание номера]
Поливанова Катерина Николаевна — доктор психологических наук, профессор департамента образовательных программ Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: kpolivanova@mail.ru Анализируется концепция присвоения нового знания, выдвинутая Дж.П. Джи. Резюмируются ее основные положения, выстраивается логика аргументации, обсуждается форма выражения. Проводятся параллели заявленных в статье тезисов с отечественными исследованиями структуры деятельности, игры и самооценки. Рассматривается понятие «идентичность», выделенное автором статьи как начальный этап любой деятельности человека, подразумевающий осознание новичком себя частью той или иной социальной группы и принятие ее системы оценок. Обсуждаются проблема идентичности школьника в процессе обучения, риски возникновения причастности не к учебным дисциплинам, а к понятийной сфере «хороший ученик». Идентичность правилам образования приводит к искажению мотивации к познавательной деятельности, создается установка на обучение не ради получения знаний, а во избежание возможных санкций в случае невыполнения тех или иных обязательств. В контексте отечественной версии теории деятельности анализируется выдвинутое автором утверждение о самооценке как своеобразной максиме процесса обучения. Отмечается новизна взгляда на самооценку как способ поддержания субъектом своей идентичности. Обсуждаются значение игры в образовательной практике, а также вопрос соотносимости знания и компетенции. Представлена позиция Дж.П. Джи относительно применения формального оценивания. Рассматриваются приводимые автором статьи примеры способов обучения в XXI в., потенциал которых открывается с появлением новых возможностей моделирования учебных сред.
Ключевые слова:
обучение;
оценивание;
теория деятельности;
самооценка;
игра;
интериоризация;
социальные группы
|
НовостиВажно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты» В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе» |